С марта 2023 года в России действует закон, согласно которому переработанные отходы животноводческих предприятий (навоз и помёт) могут приравниваться к так называемым побочным продуктам животноводства (ППЖ). Юридически они перестают считаться отходами и лицензия на обращение с ними производителям не нужна. Закон направлен на вовлечение навоза и помёта во вторичный оборот для повышения плодородия почв. Но по факту законодательство о ППЖ имеет недоработки и несёт негативные последствия для окружающей среды и людей. Какие – разбирает наш юрист Артём Алексеев.
За 1,5 года работы проекта «Продовольственная система и экология» мы собрали более 65 случаев нарушений экологического законодательства со стороны животноводческих предприятий в 40 регионах страны. Из них 22 касаются масштабных загрязнений почвы, воздуха и водных объектов птицефабриками, 15 – свиноводческими комплексами, остальные – фермами по разведению коров для производства мяса и молока. Это только те случаи, которые попали в поле нашего зрения, и с каждым месяцем их становится больше.
За сухими цифрами – реальные проблемы:
- Загрязнение стоками земли и водных ресурсов приводит к деградации почв, эвтрофикации водоёмов, гибели диких животных и рыб.
- Вместе с навозом в почву и воду попадают антибиотики, которые используют для лечения и стимуляции роста животных, и пестициды, применяемые для обработки животных от паразитов.
- За счёт мощной эмиссии парниковых газов при гниении навоза на полях и в лагунах загрязняется воздух – в первую очередь аммиаком, сероводородом, метаном. Так мы получаем усиление климатического эффекта.
- Расширение и появление новых комплексов, а также пашней для производства корма отнимает места обитания у других животных, что приводит к сокращению популяций и вымиранию видов.
Свежий, необезвреженный навоз опасен не только для окружающей среды, но и для здоровья людей. Он содержит патогенную флору, болезнетворные бактерии, гельминты, кишечные палочки, сальмонеллу, излишки азота и фосфора.
Поэтому отходы жизнедеятельности животных необходимо компостировать в навозохранилищах минимум 6 месяцев – за это время большинство патогенных организмов обезвреживается. Еще вариант – использовать специальные установки для сбраживания навоза (аэробное и анаэробное сбраживание) или оборудование для термической обработки.
Что не так с законом о ППЖ
С марта 2023 года в России действует закон о побочных продуктах животноводства (ППЖ). Юридически он превращает навоз и помёт не в отходы, а полезный ресурс для повышения плодородия почв, и лицензия на обращение с ними производителям не нужна. Животноводы теперь сами решают, какое количество ППЖ у них накопится за отчётный период, и уведомлять ли об этом Россельхознадзор.
При эффективном госрегулировании и контроле этот закон мог бы способствовать уменьшению случаев слива навоза на поля, в реки и т.д. Но по факту применение законодательства о ППЖ имеет негативные последствия для окружающей среды и людей, отмечает юрист и специалист по защите окружающей среды общественной организации «Голоса за животных» Артём Алексеев.
«Согласно закону, ППЖ — это ценный ресурс для восстановления плодородия почв. Но в России на животноводческих комплексах ежегодно образуется от 300 до 650 миллионов тонн навоза и помёта – переработать и обезвредить такие объемы почти невозможно. К тому же, большинство животноводческих предприятий не имеют мощностей: лагун, оборудования и достаточного количества земель для того, чтобы переработать образованный у них навоз в побочный продукт. Поэтому бОльшую часть необезвреженных отходов просто вывозят на поля, отравляя почву, воздух, грунтовые и подземные воды. Согласно действующему законодательству, это нарушение, так как необезвреженный навоз запрещено использовать в качестве удобрения», – говорит Артём.
Доказать нарушение, к сожалению, очень сложно, так как анализы навоза для выявления в нём микрофлоры, паразитов и т.п. делает только Россельхознадзор и его структуры.
Итак, основные проблемы, связанные с законом о ППЖ:
1) Побочные продукты юридически не являются отходами, на обращение с ними не нужно получать лицензию, и это сильно упростило жизнь животноводческим предприятиям.
2) Животноводы теперь сами решают, какое количество ППЖ у них будет образовано в следующем году, и по своему желанию могут уведомить об этом Россельхознадзор (но не обязаны это делать). При этом от них не требуется отчитываться об остальной части навоза, которая утилизируется без обезвреживания. Проверки фактического образования навоза на свинокомплексах не проводятся, ни граждане, ни органы власти точно не знают, сколько их образуется на конкретном предприятии и куда они деваются.
3) Большинство животноводческих предприятий не имеют мощностей (лагун, оборудования и достаточного количества земель) для того, чтобы переработать образованный у них навоз в побочный продукт.
4) Нет системы государственного субсидирования предприятий для создания таких мощностей. Это тоже одна из причин, по которой закон о ППЖ не работает. Например, по оценкам экспертов, на ферму с 4000 тысячами голов КРС надо примерно 700 млн рублей, чтобы обеспечить экобезопасность предприятия.
Только за 8 месяцев 2024 года Россельхознадзор выдал почти 1000 предостережений за нарушения при обращении с побочными продуктами животноводства. Вот лишь некоторые примеры из регионов, по которым можно судить о масштабах проблемы.
- Красноярский край: в 2024 году отходами животноводства загрязнено 25 земельных участков на площади 378 гектаров*. В почве обнаружены бактерии кишечной палочки, энтерококки, яйца и личинки гельминтов, соединения мышьяка и серы.
- Челябинская область: в 2023 году поступило 52 жалобы граждан на загрязнение земель отходами животноводческих предприятий. На 19 обследованных участках площадью 907 гектаров* обнаружена патогенная микрофлора.
- Волгоградская область: в результате ненадлежащей утилизации навоза молочный комплекс загрязнил территорию площадью 7300 кв. м. С комплекса взыскали 253 млн рублей ущерба, нанесенного почве.
- Новосибирская область: свинокомплекс вылил необеззараженные отходы животноводства на земельные участки под видом удобрений. Это привело к загрязнению рек, почвы, причинению значительного вреда растительному миру и лесному хозяйству. Ущерб природе оценили в 3 млрд рублей.
- Ярославская область: в результате складирования помёта птицефабрикой загрязнена почва площадью около 40 000 кв. м. Сумма ущерба почве составила более 400 млн. рублей.
* 1 гектар – это 10 000 кв. м.
Для сравнения: площадь футбольного поля – примерно 7000 кв. м.
Как решать проблему
Один из наиболее эффективных путей решения проблемы с выбросами и запахами – это уменьшение количества образуемых отходов через уменьшение поголовья. Выращивать животных дорого и ресурсозатратно, при этом немало продуктов животноводства остаются невостребованными и оказываются на свалке. Учитывая, какими темпами сегодня развивается производство альтернативных источников белка, как растёт экологическая осознанность людей – гораздо эффективнее, в том числе с экологической и экономической точек зрения, диверсифицировать или полностью переориентировать производства, запуская линейки альтфуда.
В отличие от промышленного животноводства, в органическом сельском хозяйстве в соответствии с Федеральным законом «Об органической продукции» применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв. Развитие этого вектора и постепенный отказ от промышленного животноводства, а также поддержка производства растительного белка могли бы стать приоритетным направлением политики государства в сфере АПК.