Отвечаем на злободневные вопросы о передаче COVID-19 среди животных

Уничтожение более 10 миллионов норок в Дании из-за обнаруженного на зверофермах COVID-19 наделало немало шума. Кадры убийства животных породили волну возмущений и обвинений в жестокости в адрес политиков. Между тем вирус SARS-CoV-2 был обнаружен не только на датских фермах. Нидерланды тоже приняли решение уничтожить всю популяцию норок и прекратить производство меха в стране. По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), заражение норок уже зафиксировали в Греции, Испании, Италии, Ирландии, Польше, Франции, Швеции и в США. А недавно ученые заявили, что переносчиками вируса могут быть не только норки, но также лисы и енотовидные собаки, которых тоже нередко выращивают ради меха на зверофермах.

Новости по этой теме переполнили интернет, соцсети и телеэфиры, породив немало мифов, предубеждений и страхов. Некоторые люди, поддавшись панике, стали избавляться от своих собак и кошек, опасаясь передачи вируса через них.

Специалисты нашей организации в рамках проекта «Животные не одежда» тщательно изучили проблему на основе научных статей и решили ответить на самые злободневные вопросы, которые касаются распространения опасных инфекций среди животных.

Насколько на самом деле серьёзна опасность, исходящая от норок и других пушных животных?

Все опасения относительно звероферм подтверждаются научными исследованиями, проведенными на норковых фермах Нидерландов и Дании, куда вирус изначально попал от зараженных людей. Тестирование работников 16 голландских ферм, а также членов их семей показало наличие инфекции у 68% из них. При этом последовательность генома вируса у работников каждой из ферм была наиболее близка к геному вируса у животных на этой же ферме, т.е. именно больные норки послужили наиболее вероятным источником заражения. 

В Дании у норок на фермах было обнаружено пять основных вариантов вируса. При этом исследование образцов вируса, полученных от 5102 зараженных датчан, показало, что в 214 случаях люди подхватили один из пяти «норковых» вариантов. В области Северная Ютландия такими вирусами было заражено 200 человек из 535 протестированных, т.е. около 40%! Таким образом, и на голландских, и на датских фермах именно норки стали источником заражения людей. 

Почему вспышки инфекций происходят именно на зверофермах?

Из-за сильной скученности животных на зверофермах там создана благоприятная среда для передачи вируса как между животными, так и от животных к людям. В популяции на ферме может сформироваться резервуар вируса, который будет снова и снова служить источником заражения.

Кроме того, в больших и плотных популяциях животных скорость эволюции вируса ускоряется. Это приводит к образованию новых штаммов. Постоянный перенос вируса между разными особями особенно разных видов (например, человеком и норкой), способствует возникновению мутаций в генетическом материале вируса.

Примечательно, что в геноме пяти вариантов вируса с датских норковых ферм было 7 разных мутаций белка оболочки вируса (“Spike protein”) – того самого, который узнается нашими антителами к коронавирусу, а также используется в качестве антигена в вакцинах против SARS-CoV-2. Если этот белок изменяется в результате мутации, это может сделать бесполезным как иммунитет у переболевших COVID-19, так и вакцины против вируса.

Более того, один из вариантов вируса («вариант 5»), в геноме которого имеется сразу 4 мутации, оказался менее чувствителен к антителам. Таким образом, на норковых фермах действительно появляются новые, более опасные формы вируса, которые передаются от больных животных работникам, а затем и другим людям. 

Какова ситуация с коронавирусом на зверофермах России?

По данным Национальной ассоциации звероводов, в России разведением норок занимаются 22 предприятия в 14 регионах страны. Как сообщила советник руководителя Россельхознадзора Юлия Мелано, ни одного случая заражения коронавирусом нового типа пока не выявлено. По ее словам, для контроля за состоянием поголовья норок применялись специальные тест-системы.

При этом Мелано честно сказала, что тестирование проводилось лишь «на некоторых пушных фермах». Она также признала, что случаи заболевания новой инфекцией среди сотрудников ферм были. Правда, их почему-то не связывают с производственной деятельностью.

Директор Звероплемзавода Савватьево и член правления РПМС Георгий Четверкин считает, что «… нет серьезных и веских доводов к признанию угрозы распространения этой заразы норками». Но, как было доказано выше, риск на фермах высок.

В России пушные животные находятся в таких же условиях предельной скученности и антисанитарии, а потому они тоже могут легко стать переносчиками опасных инфекций.

Стоит заметить: некоторые российские звероводы и СМИ открыто говорят о том, что попытаются извлечь выгоду из уничтожения норок в Дании, которая была крупнейшим поставщиком меха этих животных до эпидемии.

Вакцинируют ли животных на зверофермах и почему вирус передается сотрудникам?

В подведомственном Россельхознадзору Федеральном центре охраны здоровья животных (ВНИИЗЖ) сообщили, что разрабатывают вакцину против COVID-19 для животных. Ее будут проверять, в том числе на норках. Но, как известно, разработка вакцины – дело не быстрое.

Замдиректора по научно-исследовательской работе и мониторингу ВНИИЗЖ Илья Чвала признал, что «главная проблема, которую сложно контролировать, – это занос инфекции персоналом». «Как известно, часть населения болеет бессимптомно. Персонал может и не догадываться, что является носителем инфекции. Когда это выяснится, может быть уже поздно», – сказал он.

И такие случаи уже были. Например, на одной из голландских ферм 4 работника из 5 заболели еще до того, как вирус был обнаружен у норок

Средства индивидуальной защиты могут снизить риск заражения работников, но только при условии их правильного и постоянного применения. При этом SARS-CoV-2 обладает высоким потенциалом распространения. Он может передаваться не только при непосредственном контакте, но и через загрязненные поверхности, крошечные капли жидкости в воздухе и частички пыли от фекалий зараженных животных.

Опасен ли COVID-19 для собак, кошек и других домашних животных, возможна ли передача вируса от них человеку?

К вирусу SARS-CoV-2 восприимчивы многие млекопитающие, например норки, хорьки, кошки, обезьяны, собаки и другие. Что касается домашних животных, чаще всего они заражаются от больных хозяев. Свидетельств передачи вируса от больных питомцев людям не обнаружено. Поэтому Всемирная организация по охране здоровья животных утверждает, что нет никаких научных оснований для репрессивных мер против домашних питомцев в связи с пандемией коронавируса.

Важно понимать, что пушные животные обитают на фермах в очень больших и плотных популяциях. Отсюда возникает риск появления очага и новых мутантных форм вируса. Домашние животные, в отличие от пушных, не содержатся в составе огромных популяций, поэтому риска для хозяев не представляют.

Есть ли эффективные альтернативные способы обезопасить звероферму, не истребляя животных; как работникам звероферм избежать заражений?

Что касается истребления животных – надо понимать, что эта участь для них неизбежна. Сотни тысяч норок, лисиц, шиншилл, песцов и других пушных зверей разводят на зверофермах только для того, чтобы через несколько месяцев убить ради их меха. Ноябрь-декабрь – это как раз время убоя, так что и на российских фермах животных не спасти.

Самой разумной и безопасной альтернативой мы видим закрытие звероферм. Сегодня разведение животных не только опасно, но и бессмысленно, ведь в наше время есть множество материалов, которые не уступают по качеству и свойствам и более экологичны. Многие страны уже пошли по этому пути, частично или полностью запретив разведение пушных животных, импорт и даже продажу меха.

«Голоса за животных» разместили на сайте РОИ петицию с призывом запретить зверофермы и импорт меха в России. Сейчас идет сбор подписей. Когда их наберётся 100 000, петиция будет рассмотрена на федеральном уровне. Это будет первый шаг на пути к снижению жестокости и риска распространения новых инфекций.

Проект «Животные не одежда» направлен на избавление от страданий тех, кого разводят на зверофермах ради получения меха и кожи. Поскольку в современном мире есть широкий выбор этичных альтернатив, мы поставили цель прекратить бессмысленные убийства, как сделали уже многие страны мира.

В подготовке ответов использованы статьи:

Hobbs 2020 – Animals and SARS-CoV-2: Species susceptibility and viral transmission in experimental and natural conditions, and the potential implications for community transmission (https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/tbed.13885

Munnink 2020 – Transmission of SARS-CoV-2 on mink farms between humans and mink and back to humans (https://science.sciencemag.org/content/early/2020/11/09/science.abe5901).

https://www.ssi.dk/aktuelt/nyheder/2020/mutationer-i-minkvirus

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5fa5610f9a794714bd1a1b34 

https://www.forbes.ru/forbeslife/414755-kak-koronavirus-postavil-pod-udar-proizvodstvo-shub-i-chto-budet-c-rynkom-v

https://www.vetandlife.ru/vizh/sobytiya/kak-v-rossii-zashchishchayut-norkovye-fermy-ot-covid-19/

https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/202011261734-EgpjN.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop