Активистка «Голосов за животных» Оксана Данилова поделилась с газетой «Культура» аргументами против использования зверей в цирках

Первоисточник

Активистка «Голосов за животных» Оксана Данилова поделилась с газетой «Культура» аргументами против использования зверей в цирках

Так как я часто была за кулисами цирков и видела сама, как там содержатся животные, я считаю, что необходимо прекратить их использовать в цирковых номерах.

Даже в самом лучшем цирке самый лучший дрессировщик не сможет обеспечить своих подопечных приемлемыми для них условиями. В любом стационарном цирке на животных отведено крайне мало места, цирковое здание просто невозможно приспособить под нужды животных. Это всегда будут тесные клетки либо цепи. В любом стационарном цирке слоны прикованы цепью длиной примерно в метр, так что могут максимум сделать шаг вперед и назад. И так они вынуждены проводить все время вне репетиций и представления, то есть примерно 23 часа в сутки. Представьте, что может испытывать социальное животное с высокоразвитым интеллектом практически полностью обездвиженное на протяжении всей своей жизни. Одних из самых часто-используемых в цирках животных  – медведей – обычно размещают в клетках примерно 1.5×1.5 м. Животное не может даже выпрямиться в полный рост и из всех движений ему доступно только переминаться с ноги на ногу, грызть решетку или биться о потолок или стены клетки. Именно это я видела и в Санкт-Петербургском цирке на Фонтанке и в Саратовском цирке, где гастролировали известнейшие дрессировщики медведей. Тоже самое касается и всех остальных животных.

Только при выходе на репетицию или представление животные могут покинуть клетки и  размяться, но и то, всего лишь на манеже диаметром в 13 метров.

Пресловутая «гуманная дрессура» цирковых животных зачастую заключается всего лишь в лишении животных пищи. Перед дрессировкой животных не кормят и если зверь не выполнил нужный трюк, то просто лишают заветного кусочка пищи, иногда до следующей дрессировки. Иногда для наказания за невыполненный трюк или неповиновение применяют электрошокеры, палки, кнуты, крючья.

Зрители просто не видят этой закулисной «кухни», так как на представлениях используют только животных, которые уже прошли дрессуру. А на так называемых «открытых» репетициях либо также показывают уже выдрессированных зверей либо показывают те этапы, в которых дрессировщик уверен в послушании животного.

Для дрессуры забирают детенышей у матерей и так заложено эволюцией, что в этом возрасте они воспринимают любого, кто часто находится рядом с ними, в качестве своей мамы. Поэтому для дрессировщика выгодно получить малыша, обеспечив себе в будущем большее его послушание и меньший риск.

Иногда дрессировщики утверждают в СМИ, что звери не будут ничего делать, если их бьют и что они заботятся о своих подопечных, как о собственных детях. Но съемки скрытой камерой показывают обратное. Дрессировщики, достигшие многих престижных цирковых премий, Заслуженные и Народные артисты России бьют зверей, когда уверены, что их не видят посторонние. Не говоря уже о том, что нормальный родитель не поместит пожизненно своего ребенка в клетку и не избавится от него, когда он перестанет приносить прибыль.

Мы часто слышим, что жестоко использовать диких зверей в переездных шапито, что звери не должны колесить по стране в тесных клетках и фургонах. Переездные зверинцы сейчас все чаще называют «концлагерями на колесах», так как посетители видят ужасные условия для животных. Но на самом деле и в любом стационарном цирке на месте стоят только стены, а дрессировщики с животными постоянно переезжают с гастролями из одного такого стационарного цирка в другой. Кроме этого и Росгосцирк, владеет не только стационарными цирками, но и несколькими переездными шапито и зверинцами, куда часто списывают состарившихся животных.

Иногда сторонники цирков с животными  спрашивают, где детям увидеть животных, если не в цирке. Но этично ли заключить разумное, чувствующее существо в клетку только для того, чтобы удовлетворить свое любопытство? Если мы хотим воспитывать детей гуманными, правильно ли приучать их к тому, что ради прихоти можно мучить животных?

Я думаю, детей лучше приучать к любви и уважению к животным и чужой жизни, помогая животным в приютах, наблюдая диких животных в природе, с помощью экологических экскурсий.

Иногда дрессировщики говорят, что использовать зверей в цирках – российская традиция. Но когда-то российское общество сочло нужным избавиться от крепостного права и других жестоких традиций. Возможно, уже пришло время избавиться от устаревших цирковых шоу с животными.

Конечно, все изменения происходят постепенно, и для начала нам следует ограничить приобретение дрессировщиками новых животных, обязать их обеспечивать своим подопечным пожизненное содержание в подходящих для них условиях, а не в тех клетках-карцерах, которые сейчас у нас прописаны в законе. Дрессировщики должны нести ответственность за своих подопечных и сами оплачивать комфортное содержание и кормление купленных ими зверей, а не перекладывать эту обязанность на налогоплательщиков, как это сейчас происходит во всех государственных цирках. Затем создать реабилитационные центры для оставшихся животных и разместить их там под присмотром биологов, этологов и ветеринаров. Так уже происходит в тех странах, где запрещают эксплуатацию диких животных в цирках  

При этом в цирковой традиции есть и масса этичных жанров, которые востребованы публикой – воздушные акробаты, жонглеры, фокусники, эквилибристы и т.д. А недавно известный немецкий цирк Ронкалли, который к 2018 году отказался использовать животных, применил и новейшие технологии – животные участвовали в шоу, но в виде потрясающих голограмм. То есть цирковая культура не стоит на месте, если существует общественный запрос.