«Этичная среда»: провели первый в России конкурс исследовательских работ для школьников на тему бережного отношения к животным и природе

Насколько этично использовать животных в лабораториях, в чём причина бездомности собак, бывает ли экологичный маникюр и почему улитка – идеальный домашний питомец? Этими и другими интересными вопросами задались участники первого всероссийского конкурса исследовательских работ «Этичная среда», организованного проектом «Биоэтика детям». Рассказываем, как это было.

Конкурс «Этичная среда» был задуман и организован как способ поддержать в школьниках интерес к научным исследованиям и уважение к окружающему нас миру. Под конец 2023 года прошла конференция, где участники представили свои работы перед жюри.

Первое место присудили ученице 11 класса школы № 562 Санкт-Петербурга Екатерине Егоровой, которая рассказала об улитках и доказала, что это идеальные животные-компаньоны. Школьница исследовала жизнь улиток, провела опрос в школе и даже создала буклет с интересными фактами об их содержании. Как уверяет школьница, за этими животными просто ухаживать, улитки редко болеют, почти всю еду для них можно купить в продуктовом (овощи, фрукты), тогда как производство питания для собак или кошек несёт большой углеродный след.

Второе место досталось ученику 10 класса школы № 358 Петербурга Максиму Иванцову. Он исследовал тему бездомности животных, провёл опрос в своей школе и создал брошюру о содержании собак и кошек в приютах, чтобы вовлечь в помощь им своих одноклассников. В качестве решения проблемы он предложил совершенствовать законы о защите животных.

Третье место заняла ученица 8 класса петербургской гимназии № 49 Софья Слабыня, которая задалась вопросом, существует ли биоэтика лабораторных животных. Она взялась за сложную тему, изучив примеры жестоких экспериментов над животными – для медицинских целей, тестирования косметики или бытовой химии. Школьница изучила также этичные альтернативы подобным экспериментам и на презентации подняла философский вопрос: способно ли человечество полностью отказаться от использования животных в таких целях.

Призеры конкурса:

  • Таисья Панютина с работой «Новая экология: сортировка мусора начинается с детей»;
  • Алина Лебедева с работой «Политика 13-й Цели Устойчивого Развития для стран Сахеля: на основе анализа Чада»;
  • Елизавета Базанова с работой «Безопасность для детей и природы. Игрушки, сделанные из синтетического и натурального каучука»;

Лауреаты конкурса:

  • Александр Агу с работой «Переработка пластика: польза и вред пластика в жизни человека и природы»;
  • Дарья Хуторская с работой «Пластик – достижение прогресса или вред?»;
  • Алеся Зыль с работой «Глутамат натрия как замена соли»;
  • Алина Сторожук с работой «Экологичный маникюр»;
  • Эдгар Карганян с работой «Развитие физических данных для экологического туризма в Ленинградской области».

Все участники конкурса получили призы и подарки от бренда экокосметики и бытовой химии «Голодный леший» и производителя кормов без животного белка для собак VitaGreenka. На мероприятии был также этичный и экологичный фуршет без продуктов животного происхождения, организованный петербургским кафе Hood street food.

Конкурс прошёл при поддержке Управления ветеринарии и Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга. В жюри были представители профильных государственных ведомств, педагоги и даже писатели:

  • Елена Тутынина, к.п.н., доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО имени К.Д. Ушинского, член Общественного совета при Комитете природопользования, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
  • Андрей Резников, к.г.н., главный специалист отдела развития системы ООПТ ГКУ ДООПТ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
  • Наталья Карташова, старший преподаватель кафедры методики обучения биологии и экологии РГПУ им. А.И. Герцена;
  • Валерий Шарпило, член Союза журналистов России;
  • Юлия Байкова, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Преображенский»;
  • Анна Четверткова, методист и педагог проекта «Биоэтика детям».

Благодарим за поддержку партнёров конкурса:

  • СПб АППО имени К.Д. Ушинского, кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека;
  • Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
  • ГБОУ СОШ 562 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург;
  • Эколого-биологический центр «Крестовский остров»;

Команда «Биоэтики детям» планирует проводить конкурс ежегодно и вовлекать в него всё больше школьников, пробуждая в них стремление беречь окружающий мир и находить новые пути решения актуальных проблем.

Поддержите проект и его усилия в воспитании сознательной и сострадательной молодёжи